339 views

Фестиваль Midi в Шэньчжене: ориентал кунгфу с привкусом метала

 

Midi Festival, один из крупнейших китайских музыкальных фестивалей под открытым небом с 20-летней историей, в очередной раз завершил сезон вместе с Partyanimal. С бутылочкой виски и фотоаппаратом наперевес, мы постарались проникнуться духом китайского фестиваля вместе с крутыми (и не очень) именами на сцене. Именно на этом Midi лидер сверхизвестной китайской панк-команды представил нашего спецкора в качестве их официального фотографа, здесь мы пили пиво в номерах отеля в перерывах между концертами с монголами, которые неоднократно выступали на немецком Wacken и польском Woodstock. Ну и, ко всему прочего, на этом фестивале мы обменялись контактами с американо-китайской группой, чей концерт запретили в Пекине.

По сложившейся традиции, в Шеньчжене фестиваль проходил в канун Нового года (30-31 декабря), хотя в Китае празднование «нашего» Нового года обычно ограничивается декорированием витрин магазинов и торговых центром, а также редкими вечеринками для экспатов. Время проведения фестиваля — максимально комфортное для open-air’а, ведь с апреля по октябрь здесь тропическая жара с тайфунами, а с середины января китайцы начинают разъезжаться на «свои» новогодние каникулы.

Последний фестиваль 2017-го проходил на территории спортивного комплекса «Shenzhen Universiade Sports Centre», в весьма отдаленном от центра города районе Лунган — дорога на метро или автобусе туда занимает около полутора часов. От ближайшей станции метро до непосредственно дверей фестиваля постоянно курсировали бесплатные автобусы. Хотя особо нетерпеливые могли добраться на такси за $2-3. Территория комплекса довольно приличная по размерам, с большим количеством живописных холмов и озером. Зачастую срезать путь между сценами можно было через эти холмы, хотя многие просто застревали здесь, неспешно перекусывая и наблюдая за выступлениями издалека.

В этом году артисты выступали на трех основных сценах: главной Tang Stage, альтернативной Zhanguo Stage, хип-хоп сцене первого дня, на второй превратившейся в Little Unplugged Stage, и «детской» Midi Kids Stage. Организатором мероприятия является пекинская музыкальная школа, которая ведет национальный отбор среди юных рок-музыкантов. Перед финальным концертом каждого дня на главной сцене проводилось награждение детей-победителей (с собственным мини-выступлением) и вручение ежегодных Midi-наград уже состоявшимся музыкантам.

Интересно, что фоновая музыка между выступлениями на всех сценах, была… drum’n’bass. Мы периодически подтанцовывали.

На одной из дорожек, соединяющей сцены, был расположен фудкорт с китайским и азиатско-западным фастфудом за 25-30 юаней ($4-4,6) и напитками из свежих тропических фруктов за 30 юаней (примерно $4,6). По всей территории были разбросаны точки с продажей колы, спрайта по 10 юаней (примерно $1,5)  и воды за 5 юаней стаканчик (примерно $0,8). Алкогольная тема в этом году так и не смогла пробиться на фестиваль. Мы помним, как в прошлый раз одним из спонсоров выступал Ягермайстер с довольно доступной ценой за 40 мл – 2.5$ — в первый день фестиваля он был доступен к распитию и в этом году. На сей раз на фестивале не разрешили продавать даже пиво… вернее, им торговали в ресторане за 3,5$ баночка, но выпить его за пределами ресторана было практически невозможно.

В последние годы Китай стремительно избавляется от наличных денег. Практически везде — в ресторане, супермаркете, метро, у уличных торговцев и даже у бездомных нищих — найдется QR-код для оплаты товаров и услуг через платежные системы Alipay и WeChat. Фестиваль не стал исключением: чтобы увеличить скорость обслуживания, помощники разносили QR-коды вдоль очередей возле торговых палаток.

Помимо еды и напитков, можно было купить типичные фестивальные товары — от официального мерча мероприятия и выступающих команд до дизайнерских украшений и одежды. В одной из палаток продавали яркие шубы, одну из которых к концу фестивального дня кто-то все-таки купил.

Хедлайнером первого фестивального дня выступила сверхпопулярная команда Second Hand Rose, участники которой славятся своими фриковатыми нарядами. Именно ради этой группы и было привезено (и куплено) огромное количество всевозможных платьев-платков-вееров-прочей безумно яркой символики. Первые ряды попали в объективы многих фотографов 🙂

Правила безопасности на фестивале были довольно необычные: при досмотре со сканерами и детекторами на входе охранники изымали зажигалки и напитки, но в палатках с едой можно было купить шашлычки на полуметровых (!) заостренных шпажках, а количество курящих на территории наводило на мысли об уровне «строгости» контроля.

Танцполы перед сценами были ограждены забором, а дежурящие повсюду секьюрити выгоняли курильщиков за их пределы. Тема с заборами выглядела очень уж… по-скотски. Даже перед небольшой Unplugged Stage люди вынуждены были ощущать себя, словно в загоне. Благо, в этом году до комичного не дошло, и заборы перед детской сценой все-таки не установили.

Организаторы каждый год торгуются с местными властями о формате проведения фестиваля. И если еще года три-четыре назад на Midi отмечали новогоднюю ночь с фейерверками под звуки выступлений артистов на сценах, то в этот раз выступления второго дня «попросили» сдвинуть на полчаса раньше, чтобы завершить программу уже к 9 часам вечера. В среднем выступление одной группы длилось 30 минут, некоторых — и того меньше. Говорить, что кому-то разрешили выйти на бис, и вовсе не приходится. Мы стали очевидцами того, как последней команде на одной из сцен просто выключили звук, когда она под многочисленные призывы вернулась исполнить композицию на бис. В этом плане фестиваль разительно отличается от Clockenflap в Гонконге, который мы посещали в прошлом ноябре.

Если мошиться и водить хороводы, присущие метал-фестивалям, полиция давала без проблем, то с краудсерфингом случились извечные проблемы. Стражи порядка старались ухватить тебя за ногу возле сцены и жестко стянуть вниз. Что, впрочем, никак не мешало смельчакам вновь и вновь «плыть» по волнам рук. Порадовало даже то, что один из менеджеров группы вступился за особо рьяного болельщика со стажем, когда того полиция пыталась угомонить и отобрать флаг.

Набор развлечений на фестивале был не так уж велик — потанцевать в павильончике Hard Rock Cafe под живые выступления, подвигаться под d’n’b у диджейской будки, поучаствовать в боксерском поединке от одного из спонсоров — энергетического напитка Monster — или в джем-сейшне, прокатиться на скейте и т.д.

Что касается публики, то в этом году нам показалось, что иностранцев стало гораздо больше. Хотя колоритных и милых персонажей разных национальностей также собралось предостаточно.

Лайн-ап

По сравнению с прошлогодним фестом, Midi в Шэньчжене, как нам показалось, оскуднел . Хотя не обошлось и без приятных открытий.

Пост-рокеры PG.Lost из Швеции, звучащие на студийных записях спокойно и, как и положено пост-року, меланхолично, неожиданно мощно отыграли свое выступление, переходя местами в гранж.

Несколько лет назад PG.Lost сделали коллаборацию с самыми титулованными в Китае ребятами в этом же музыкальном направлении — Wang Wen, которые также выступили на главной сцене. Концерт последних состоял всего из четырех песен, одна из которых продлилась около 12 минут. Мы неровно дышим к звукам трубы в живых выступлениях, а здесь — она сыграла одну из лидирующих ролей. One love!

Монголы Nine Treasures, умело сочетающие фолк-мотивы, балалайку и метал, с полуоборота завели толпу. Учитывая формат 30-минутного выступления, группе нужно было сделать непростой выбор, какие песни исполнять. Танцевальных хитов у них хватает, а вот времени — нет. Как признался после концерта вокалист Askhan, в следующем альбоме он планирует утяжелить стиль музыки, взяв за основу, например, System of a down. Ждем 😉 Вспомнить, как мы вытанцовывали на их клубном концерте, можно здесь.

Одни из родоначальников китайского ска-панка, Brain Failure из Пекина оказались, пожалуй, самым танцевальными из всех участников. Запустив в Китае конца 90-х волну панкоизации, ребята прилично покатались по миру, включая совместные туры с Dropkick Murphys, The Unseen, Stiff Little Fingers и другими командами. Лучший мошпит, серклпит и краудсерфинг были именно здесь.

Очень понравилась команда c необычным названием AK (сменившая недавно название с АК-47), участники которой ударили по хардкору и индастриал-металу. Ребята в коричневых робах порой скорее напоминали армейскую группировку, нежели хардкорщиков. Бодро и свежо.

После огромного успеха в 2016-м телепроекта о соревнованиях рэп-команд, интерес к этому стилю у китайского публики вырос во много раз. Возможно, этим и объясняется решение организаторов отдать одну из сцен под выступления хип-хоперов с материка и Гонконга. Один из самых известных и приятно порадовавших наши уши здесь — Dough-Boy. Правда, до олд-скула ему далеко.

Second Hand Rose во главе с вокалистом Liang Long представляют собой необычное сочетание рока и традиционного китайского музыкального жанра с северо-востока «Èrrénzhuàn» — под местные фолк-мелодии два человека (обычно парень и девушка) танцуют, обмахивая себя красным веером или платком, и сами же поют или зачитывают небольшие юмористические скетчи. Этот исторически сложившийся в определенных регионах Китая жанр стал настолько популярным в народе, что правительство взялось за государственное финансирование передачи и распространение культурного наследия по всей стране.

Но вернемся к нашим артистам. Фронтмен группы всегда облачается в нарочито вычурные женские наряды, щеголяя красными боксерами, накрашивает губы помадой и встречает огромный отклик в моде и стиле слушателей на его выступлениях. За его гротескные выступления и необычный вид группа получила прозвище «самой обольстительной рок-группы Китая». Каждая песня на его концерте — это шоу, будь то перепевка Майкла Джексона или любовная баллада, переходящая в тяжелый рок. Уже только ради того, чтобы увидеть это живьем, стоило посетить Midi. Лучшая оценка из всех увиденных здесь — этой группе!

Еще одним поистине уникальным открытием для нас стала команда Vodoo Kungfu. Брутальнейший Ли Нань, жизненный и творческий путь которого, скорее, напоминает череду безумных событий, так и не смог выступить с концертом в Пекине за неделю до фестиваля — его попросту отменили. При этом на Midi послушать его собралась огромнейшая толпа. Даже волонтеры, помогавшие полиции сдерживать забор и порядок в фотопите, не выдержали и устроили хэдбэнинг. Выглядело это очень мило. Правда, вскоре недоуменная полиция прогнала всех ошалевших волонтеров к чертям, оставшись с опустевшими рядами. Шаманские мотивы, костюмы, необычный голос фронтмена, с переходами от горлового пения до визга, — Ли Нань, постоянно ударяя себя по голове и поливая невесть откуда взявшейся кровью, выглядел довольно устрашающе и аутентично. Тягучий ориентал паган-метал прекрасен! Однако организаторы решили не играть с кровью огнем и выключили звук команде, когда та попыталась исполнить что-то на бис. Обидно…

Мелодичный фолк-метал из Финляндии Ensiferum китайской публике очень даже понравился. А мы для себя так и не определили, как оно…  Вроде и живо-танцевально, но как-то совсем уж по накатанному.

Панки SMZB из города Wuhan закрывали фестиваль. Привычное крафтовое пиво в руках фронтмена Ву Вэя, которое он всегда вливает в себя во время выступлений, сменилось на скромную баночку китайского пива — единственное, что вокалист смог найти в этой удаленной части города. Эти панки нас всегда удивляли — от лирики до свободной направленности песен, высмеивания устоев в обществе и традиций китайцев. Вопрос, как им уже более 20 лет  разрешают выступать, остается открытым. И все же публика их любит и, возможно, это помогает участникам группы быть предельно открытыми и честными.

Неспешно покидая фестиваль, мы обратили внимание, как люди со звуком из переносных колонок продолжают танцевать под только что закончивших выступать панков. Другие пытались сделать бесконечно огромные селфи, а целые взводы полиции устало наблюдали за ними со склонов холма.

Вернемся ли мы еще, представься нам такая возможность, в следующем году? Вероятно — да. Однако только на определенных артистов, ибо фестиваль вместо того, чтобы развиваться дальше, застрял в рамках жестоких и не совсем понятных нам ограничений. Закон Забор и порядок — такие вот дела.

Еще немного красочных фотографий можно увидеть в галерее ниже.

 

20
Be the first to comment!
 
Leave a reply »

 

Leave a Response 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.