167 views 0 comments

Morrissey – Low in High School

 

«На сегодняшний день существует не так много артистов, которые могут сравниться с Моррисси. Он необыкновенный талант. Он потрясающий, грамотный, остроумный, изящный и, прежде всего, смелый. Его тексты, чувство юмора и музыка повлияли на многие поколения», — рассыпался в комплиментах экс-фронтмену The Smiths представитель лейбла BMG накануне выхода его нового, одиннадцатого студийника «Low In High School». Не будем скрывать – мы очень любим Моза и полностью разделяем это мнение, но объективность при прослушивании его новой пластинки никто не отменял.

«Хватит смотреть новости!» – настойчиво призывает Моррисси в рефрене сингла «Spent the Day in Bed», предварявшего выход альбома. Наш герой, конечно, чудовищно лукавит – повестка дня волнует его еще с 80-х, когда он преждевременно похоронил Елизавету II («The Queen is Dead») и отправил на плаху Маргарет Тэтчер («Margaret on the Guillotine»). С тех пор мало что изменилось – от экс-фронтмена The Smiths и сегодня регулярно и нещадно достается королевской семье, британскому правительству и другим власть имущим. Даже братья Галлахеры нервно курят в сторонке. Вдвойне абсурдно нравственный императив Моррисси выглядит в контексте того, что его новый студийник на самом деле получился даже более политизированным, чем предыдущий — представители лейбла, например, описывают «Low in High School» как пластинку, отражающую «zeitgeist постоянно меняющегося мира». Да и обложку альбома украшает не привычный анфас исполнителя, а тинэйджер, который подрулил к воротам Букингемского дворца с топором, транспарантом «Казнить монархию» и, само собой, в футболке с логотипом Моррисси – Моз был бы не Мозом, если бы отказал себе в толике самолюбования.

Как бы там ни было, внимание лирического героя нового альбома привлекает не столько родной Туманный Альбион, сколько Ближний Восток с его неутихающими конфликтами, а также «загнивающий Запад» в целом. «The Girl From Tel-Aviv Who Wouldn’t Kneel» представляет собой ничто иное, как антиимпериалистический манифест об израильской девушке, непожелавшей подчиняться гнету США (Путин, Ким Чен Ын и Мугабе дружно рукоплещут); «In Your Lap» начинается с прославления Арабской весны и торжества демократии («The Arab Spring called us all / The people win when the dictators fall»); а «All the Young People Must Fall in Love» призывает Запад прекратить развязывать войны в странах третьего мира, отказаться от ядерного оружия и прозрачно намекает на невечность Дональда Трампа («Presidents come, presidents go»). Хватит смотреть новости, значит? Ну-ну.

Вместе с тем, нельзя сказать, что альбом состоит исключительно из политических сентенций. Традиционные для себя темы Моррисси также не обходит стороной: в «My Love, I’d Do Anything for You» он привычно изнывает от одиночества («The more I wish in my heart for someone less likely they come»); а в «I Wish You Lonely» в сердцах желает того же визави, не забывая при этом о правах животных («I wish you lonely / Like the last tracked humpback whale / Chased by gunships from Bergen») — убежденный вегетарианец, однажды Моз даже прервал выступление на Коачелле, учуяв запах жареного мясо («Надеюсь, оно человеческое»). Но и это еще не все — красной нитью через альбом проходят и недвусмысленные сексуальные рефлексии, что особенно странно, учитывая с какой деликатностью Моррисси долгие годы культивировал миф о собственной асексуальности. Впрочем, в вышедшей несколько лет назад автобиографии он сам развенчал его и теперь без зазрения совести генерирует контент для взрослых. Трек с названием «When You Open Your Legs» говорит сам за себя, а эротические фантазии в «Home is a Question Mark» («Wrap your legs around my face / Just to greet me») как бы намекают на то, что 58-летний исполнитель – тот еще шалунишка. В любом случае лучше уж так прямо и топорно, чем вычурно и иносказательно, как в романе «List of the Lost», за который Моз получил антипремию The Bad Sex Award: «Элиза и Эзра свернулись в один хихикающий снежный комочек соития, кричащий и вопящий». Седина в бороду, бес в ребро — у Моррисси определенно лучше выходит сочинять песни, чем книги.

Так что, собственно, с музыкой? Как это ни прискорбно, но при всей бесспорной важности и актуальности освещаемых проблем «Low in High School» звучит блекло и беззубо. И если самоповторы в текстах кажутся естественными (в самом деле, не начинать же Мозу писать о майнинге и блокчейнах?), то саунд на поверку страдает от нагромождения постных гитарных рифов и дефицита ярких мелодий. Возможно, именно отсутствие внятной музыкальной канвы (за исключением разве что «Spent the Day in Bed»)  не позволяет экс-фронтмену The Smiths сделать мощное политическое высказывание и снижает градус его противостояния с системой и собственными демонами. Не хватает на «Low in High School» и лирического Моза, умеющего до мурашек пронзительно рассказывать о личных трагедиях: увы, ни одного трека, сравнимого по уровню драматизма с «I Have Forgiven Jesus», «Let Me Kiss You», «Life is a Pigsty» и тем более композициями из канонического «Vauxhall And Me» на новой пластинке не наблюдается. И все же не хочется объяснять это тем, что наш герой исписался — уж лучше верить, что он стал хоть немного счастливей и больше не считает жизнь свинарником.

В плейлист: Spent The Day In Bed, The Girl From Tel-Aviv Who Wouldn’t Kneel

Оценка: 6/10

Be the first to comment!
 
Leave a reply »

 

Leave a Response