237 views 0 comments

Laibach — Also Sprach Zarathustra

 

В политике и военном деле есть такой термин, как «асимметричный ответ». Например, когда создание эффективных кумулятивных средств сделало бесполезным простое наращивание танковой брони. Или создание дредноута с обшивкой из стали похоронило весь деревянный флот. Читатель скажет – «к чему эта военщина, мы тут за музыкой пришли», но когда пишешь о Laibach без этого никуда, ибо и музыка их — martial industrial — и художественная стилистика тесно связаны с войной и военным делом. Собственно, новый альбом словенской группы и является тем самым асимметричным ответом всей современной индастриал-сцене и жанру как таковому. Родоначальники не стали тягаться с молодежью и исследовать тренды. Они записали альбом саундтрек к театральной постановке. Да, нынче театр уже не тот!

Laibach – это не просто группа, а культурный феномен. Несмотря на почти сорокалетний сценический стаж, они не гнушаются нового, раздвигая границы творчества, пробуя жанр и фанатов на прочность, подсовывая им порой откровенно провокативные вещи. То саундтрек к фильму о нацистах на Луне запишут, то мини-альбом в честь Варшавского восстания, а то и вовсе в КНДР концерт дадут. Теперь вот – саундтрек к театральной постановке «Так говорил Заратустра» по одноименному роману Фридриха Ницше. А почему бы и нет, как говорится.

Новый альбом группы – это именно саундтрек, поэтому слушать данный opus magnum лучше целиком, в разобранном на треке виде он теряет монументальность и мощь. И да, от классического произведения Штраусса тут остались разве что названия треков.

Laibach не стали стесняться и решили собрать все, что жанр индастриал накопил в своих закромах – звук мечется от пронзительных клавишных миниатюр к рычанию и скрипу камнедробилки, от звона капель до пушечных залпов. Начинается все весьма мягко – открывает альбом нежная «Vor Sonnen-Untergang», которой самое место в саундтреке голливудской драмы про нищих, но сильных духом. Впрочем, это обманка, дальше все более хитро.

В одном треке пронзительные скрипки могут сочетаться с оглушающим металлическим лязгом, в другом — сэмплируется храп (сам трек иронично назван «Das Nachtlied», что в переводе «Ночная песнь»), в третьем – скрип старого дивана. Если при чтении этого ваши брови поползли вверх, а в голове засел вопрос «А зачем это слушать?», просто доверьтесь и включите альбом. «Also Sprach Zarathustra» – как настойка на травах, когда вся палитра раскрывается в послевкусии.

На пластинке нашлось место и вполне добротным, классическим индастриал-вещам, напоминающие местами творчество Legionarii или Kreuzweg Ost, а порой – привычный (насколько он может быть привычным!) Laibach. В одном из треков и вовсе слышен фирменный сэмпл а-ля «ранний Depeche Mode». Ко всему прочему, альбом сдобрен фирменный вокалом неповторимого Милана Фраса, который начитывает отрывки из оригинального произведения Ницше. Как говорится, смешать, но не взбалтывать!

Как уже было сказано, Laibach – это нынче не сколько про музыку, сколько про культурное воздействие. Или «культурную войну», если угодно. Войну, которую они ведут со всем миром, да и чего греха таить, с самими собой. Это не столько музыка в привычном нам смысле, сколько культурный акт в дистиллированном виде. «Потому что можем!».

Оценка: 8/10

В плейлист: Слушать целиком. Но особенно — Vor Sonnen-Untergang, Als Geist, Die Unschuld II

Be the first to comment!
 
Leave a reply »

 

Leave a Response