244 views 1 comment

Open’er 2017. Фестиваль, ради которого стоило впервые выехать за границу 

by on 13.07.2017
 

Фестиваль Open’er, который вот уже 16 лет подряд проходит в небольшом польском портовом городке Гдыня, что вблизи Гданська, традиционно привлекает лайн-апом. В этом году организаторам вновь удалось удержать высокую планку, пригласив в качестве хедлайнеров James Blake, Foo Fighters, The Kills, M.I.A., The Weeknd, Moderat и, конечно, всегда желанных Radiohead. Помимо мейнстримовых грандов приятным дополнением стали Michael Kiwanuka, Solange, Nicolas Jaar, Warpaint, Royal Blood, Jimmy Eat World, Mac Miller и многие другие.

Автор: Александр Василенко

Дорога

Добраться до фестиваля можно в любое время суток. На центральном железнодорожном вокзале Гданьска нужно сесть на одну из электричек, которые ходят каждые 20-30 минут (если с финансами совсем туго, есть вариант рискнуть проехать “зайцем”, но мы не рекомендуем) — уже через 40 минут вы будете в Гдыне.

От вокзала Гдыни организованы фестивальные автобусы. Без пробок автобус доезжает до пункта назначения приблизительно за 20 минут, — логистика на Open’er налажена на “отлично”. Дорога очень живописна и пролегает мимо порта, от которого захватывает дух.

От автобуса до фестивальной зоны предстоит идти пешком. Путь от входа до Main Stage через все проверочные пункты занимает 10-15 минут. Не мало, но, попадая на территорию фестиваля, понимаешь, что оно того стоит.

Формальности

По традиции в первый день фестиваля нужно пройти обязательное “посвящение” — обменять билет на браслет. Организаторы сделали все, чтобы процедура была максимально простой и удобной — и все же без очередей не обошлось. За два дня до начала посетителям феста сообщили, что прямо в городе в двух локациях (на вокзале и на площади) можно обменять билеты на браслеты — естественно, все откладывали этот “ритуал” до последнего и, таким образом, на вокзале образовалось две огромные очереди. В качестве альтернативы можно было найти другой пункт в городе или поехать на территорию фестиваля и прямо там получить браслеты.

Браслеты на Open’er не оснащены чипами, а весьма сурово заклепываются жутким специальным устройством, похожим на большой старинный степлер. На самом деле можно предположить, что браслеты с чипами уже не актуальны. Почти у всех есть pay pass, а все пункты продажи оборудованы соответствующими терминалами. В общем, чипы на браслетах — просто лишние движения, создающие трудности и отнимающие время. Также на Open’er была возможность совершать покупки посредством фестивального приложения, за что в награду предоставлялись приятные скидки.

Развлечения

Кроме музыкальной составляющей на Open’er была масса других развлечений. Кажется, Partyanimal с любым вкусом сможет найти себе подходящее пространство для получения необходимой дозы развлечения.

Театр с тремя разными спектаклями в день; Alterkino, где можно было побывать на одной из почти двадцати картин, которые показывали в фестивальном кинотеатре; Altercafe, где демонстрировались музыкальные и театральные импровизации; экспозиция от варшавского Музея современного искусства. Также были организованы площадки для футбола, коллективного занятия йогой, kids zone, и даже подиум для показа мод, одежду с которого можно было приобрести, не отходя от кассы. Кроме того, на территории фестиваля обустроили многочисленные танцевальные площадки — особенный ажиотаж вызвала Silent Disco в помещении ангара. Пожалуй, большим спросом пользовались лишь музыкальные сцены.

Музыка

Лайн-ап фестиваля был очень плотным и интересным. Помимо любимых исполнителей хотелось открыть для себя что-то новое, но вышло так, что маршрут первого дня оказался лишен передышек, поэтому пришлось посетить только заранее запланированные чекпоинты:

Michael Kiwanuka -> James Blake -> Solange -> Radiohead

Из-за времени, потраченного на очередь и пробки, пришлось пропустить Royal Blood и сразу бежать на замечательного свежего фанки-соул парня Michael Kiwanuka — британца угандийского происхождения. После заслушанного до дыр альбома “Love & Hate” и почти заученную наизусть “I’m a Black Man in a White World” оставалось только услышать его живьем и по пути к Tent Stage молиться, чтобы эта песня не началась без нас. Вся площадка под навесом уже была забита. Более ленивые зрители устроились поудобнее перед большим экраном, установленным возле сцены. И все же при желании можно было пробраться в середину толпы.

Ожидания от выступления полностью оправдались. Роскошными импровизациями Майкл давал понять, каким сегодня должен быть фанк. Окончательно публика растаяла под “Waterfall” — кавер на песню Джимми Хендрикса.

Следующим пунктом программы был James Blake, выступащий на Main Stage. Наряду с Radiohead Блейка одного из первых объявили в списке хедлайнеров фестиваля. Очень яркий последний альбом обещал подарить соответствующее выступление. Под нежный аккомпанемент фортепьяно, Джеймс, на носках которого красовались сердечки, нес со сцены любовь в огромных количествах. Композиция “Limit to Your Love” стала своеобразным эталоном того, как должен звучать бас.

Обычная ли это программа Блейка, или он слегка проспойлерил концепт следующего альбома, но акцент явно был сделан на треки в танцевальном стиле, чуть ли не на техно. Впрочем, исполнение внесло свои коррективы — музыку и голос Джеймса ни с кем не спутать. Кажется, даже если вы случайно наткнулись на новую песню в таком стиле и не знаете, кто автор, все равно поймете, что руку здесь приложил Блейк. Напоследок музыкант сыграл несколько экспериментальных новых треков, кавер на Джони Митчелл и прекрасную “Modern Soul”.

James Blake Setlist Open'er Festival 2017 2017

Дальше нужно было определиться — оставаться ли на Main Stage, чтобы занять места поближе к сцене на Radiohead, или сбегать в другой конец фестиваля на хайповую Solange — новую Erikah Badu, записавшую лучший альбом 2016-го по версии Pitchfork (и, к слову, на одну строчку уделавшую пластинку звездой сестренки Beyoncé). Альбом “A Seat at the Table” и вправду очень приятный — не хотелось после фестиваля кусать локти, пропустив такую смачную порцию соула.

На Solange, выступавшую на Tent Stage, пришло куда больше людей, чем на Кивануку — так просто пробраться под навес было очень трудно. Пришлось приложить усилия, чтобы хотя бы издалека увидеть кудряшку. На сцене происходила очень милая и приятная картина. Цвета, костюмы и танцы наводили на мысль, что мы попали на американский соул-концерт в 70-х. То и дело все музыканты во главе с Solange становились рядом и начинали делать простые синхронные движения. Все это было незамысловато, но в то же время очень гармонично, — на танцы под нежный нежный бархатный соул можно было смотреть бесконечно.

Сразу после выступления Джеймса Блейка люди стали активно двигаться в сторону Main Stage. Возвращаясь с Solange, пришлось довольствоваться тем, что осталось, но немного наглости и ловкости позволили занять места, с которых по крайней мере можно было рассмотреть участников выступления.

Какими же тягостными показались последние минуты ожидания перед Radiohead! Удивительное чувство осознания того, что сейчас все начнется. Холод по спине, мандраж в коленях и все, что только может происходить с человеком, застывшим в нетерпении.

Появившись на сцене, ребята сразу заняли свои “рабочие места” за инструментами. На несколько секунд фортепьяно Джонни Гринвуда зазвучало, словно финальная преднастройка оркестра в филармонии, будто пытаясь как можно дольше скрывать, какой песней Radiohead поприветствуют публику. Том Йорк в это время прогуливался возле микрофона, словно дирижер. Наконец, Гринвуд соизволил заиграть фортепианный проигрыш.“Daydreaming”. Началось!

Казалось, даже огромные экраны сцены потухли и, затаив дыхание, окунулись в меланхоличное приветствие от Radiohead. Только тысячи снимающих смартфонов освещали площадку. В один из кульминационных моментов композиции, во время нежного соло на фортепиано между куплетами, одновременно зажглись прожекторы, а экраны пустили в стороны белоснежные лучи, превратив происходящее в какую-то музыкальную сказку.

Далее последовала меланхоличная “Lucky” из легендарного “OK Computer”. За ней публику ждала небольшая встряска под “Ful Stop” из последнего альбома. Каждую песню сопровождала новая визуализация. Неизменным оставался лишь эффект наложения лиц музыкантов друг на друга, что исключало возможность рассмотреть их по отдельности.

Со сцены друг за другом неслись хиты. Radiohead безжалостно играли все самое любимое. Нет, это было похоже не на тур в поддержку “A Moon Shaped Pool”, а на чистой воды программу “The Best”. Йорк был на сцене весьма разговорчивым: он периодически приветствовал публику, анонсировал песни и даже шутил.

“2+2=5”, казалось, вызвало наибольшую истерику среди зрителей. После нее всем явно нужна была передышка. Это был первый звоночек о том, что действо близится к концу. Ребята вышли на первый бис и отыграли еще пять песен, среди которых неубаюкивающей была лишь «Paranoid Android». Создавалось впечатление, что Radiohead уже укладывают всех спать. Вскоре группа действительно ушла за кулисы.

“Второе пришествие” было менее щедрым, но не менее эффектным. Radiohead исполнили культовую “The National Athems” из “Kid A” и самую исполняемую из своих песен живьем — “Street Spirit”. Пожалуй, если и заканчивать концерт, то только на этой ноте. Казалось, все уже так выдохлись, что нет сил звать на еще один бис, хотя неспетыми остались “No Surprises”, “Karma Police”, “Creep” и, в конце концов, “Burn the Witch”. Но, видимо, сил не осталось ни у тех, ни у других.

Radiohead Setlist Open'er Festival 2017 2017, A Moon Shaped Pool

Резюме

Нет повода не ехать на фестиваль с таким лайн-апом! Open’er хорош тем, что находится близко, проходит недалеко от живописного города Гданьск и Балтийского моря, весьма доступнен по ценам. Это фестиваль, который исполняет мечты и есть все основания предполагать, что в дальнейшем он тоже не подкачает..

See you next year! Будем ждать с нетерпением!

comments
 
Leave a reply »

 
  • Vasil Vasiltsev
    01.08.2017 at 08:44

    Прекрасная статья, погружающая в атмосферу фестиваля. Спасибо, Александр!

    Ответить

Leave a Response