318 views 0 comments

Лето в городе. Репортаж с концерта Röyksopp в Вильнюсе

 

Покупая билеты на фестиваль Summer in the City в Вильнюсе, хедлайнерами которого значились культовые норвежские электронщики Röyksopp, мы едва ли могли подумать, что вскоре их выступление анонсирует Atlas Weekend. Но, как показал концерт в Вильнюсе, все к лучшему. Объясняем на собственном опыте, почему киевский концерт группы обещает стать главным музыкальным событием этого лета и пропускать его ни в коем случае нельзя.

Пестрые афиши Atlas Weekend висят на каждом заборе и столбе – причем не только в Киеве, но и в других городах страны. Заручившись массированной рекламой и пиаром, организаторы фестиваля, кажется, поставили целью завербовать в свои ряды самую широкую аудиторию, даже тех, кто пишет под постами с анонсом Röyksopp «А кто это?» и недоумевает радости верных фанатов группы, ожидавших ее в наших краях десяток лет. В Вильнюсе, где норвежцы также выступают впервые, все совсем по-другому: городской фест Summer in the City, видимо, решил провести себя втихомолку и для своих — по городу можно найти афиши в диапазоне от Foals и Робби Уильямса до «Новых русских бабок», но о приезде Röyksopp здесь, кажется, ни сном, ни духом.

Навигация по дороге на фест также оставляет желать лучшего – ее просто нет. Воспользовавшись приложением maps.me, нам приходится по наитию держать курс на точку на карте, но это оказывается не так просто: Summer in the City проходит в Kalnų parkas на высоком холме, а учитывая отсутствие опознавательных знаков, стрелочек и указателей, нам остается идти «на музыку» крохотными боязливыми шагами по отвесной лесной тропинке. Но не тут-то было! Ступив на большую землю, мы понимаем, что звуки музыки издавала детская карусель, а фестивалем здесь и не пахнет. Поинтересовавшись у местных, узнаем, что вышли совсем не туда и нужно карабкаться вверх – спасибо хоть не по экстремальным тропам, а по деревянной лестнице.

На пути к вершине под палящим солнцем, пролив сто потов, мы встречаем таких же отчаявшихся фестивальщиков, неуверенных в правильности выбранного направления. Элигиус и его друг из небольшого литовского городка Шяуляй, Войцех из Варшавы, журналистка Марина из Киева. После пары глотков пива и селфи на фоне впечатляющей панорамы города, мы вновь ползем по склону – на этот раз спускаемся вниз, опираясь о металлический забор.

— Что это – фестиваль или занятие кроссфитом? – интересуемся мы.

— Welcome to Lithuania! — смеется Элигиус, который почти не говорит по-русски.

Войцех тем временем допивает остатки колы, заботливо смешанной с водкой.

На входе охрана обыскивает сумки и просит выбросить тару. Браслетов не надевают. Через некоторое время Войцех собирается в ритуальный поход в ближайший магазин, но оказывается, что заходить на территорию фестиваля можно лишь один раз. Приходится довольствоваться пивом. Цена на него стартует от 2,5 евро за 0,5.

Локация Summer in the City представляет собой трибуну, окруженную хвойными деревьями. Посетители феста в подавляющем большинстве равнодушно сидят на трибунах, у сцены – лишь несколько десятков человек, да и те ведут себя так, словно попали сюда случайно. Никто не танцует, не братается под бокал нефильтрованного – здесь властвует нордическое спокойствие. На сцене тем временем стильные ребята в черном играют канонический пост-панк: кто такие неизвестно, никаких буклетов с лайн-апом и таймингом, хоть доставай телефон и шазамь. Что мы и делаем. Оказывается, что это места команда Solo Ansamblis. Следом из-за кулис выходит артист, предусмотрительно подписавший себя – это  NOËP из Эстонии. Его музыка могла бы завести с полоборота, но только не местную публику.

— Почему только один я танцую? – скептически окидывая взглядом сидящих на трибунах, спрашивает Войцех.

  Тем временем Элигиус указывает нам на интеллигентного молодого человека в клетчатой рубашке, стоящего в десяти метрах от нас.

— Он защищал Украину! – торжественно объявляет Элигиус.

В полной уверенности, что перед нами боец АТО, мы подходим к молодому человеку, жмем ему руку и делаем совместное фото на память.

— На самом деле, он местная знаменитость, был одним из главных кандидатов на пост премьер-министра Литвы, а его дед стоял у истоков независимости, — рассказывает Элигиус.

— Ребята просто шутят, — улыбается Марина.

На всякий случай прошу Элигиуса записать имя молодого человека в рубашке в заметки на телефоне. На следующий день Google подтверждает вышесказанное: мы сфотографировались с Габриэлюсом Ландсбергисом – лидером местной партии консерваторов, экс-депутатом Европарламента и внуком одного из главных борцов за независимость Литвы Витаутаса Ландсбергиса. И он действительно защищал Украину – правда, не на поле боя, а в дипломатическом поле. И сегодня он тоже пришел послушать Röyksopp.

Вслед за NOËP на сцену поднимается американский бард JD Cooper – к разочарованию Войцеха, который ждал, что выступит Alice Cooper. Как бы там ни было, JD оказывается приятным акустическим трубадуром в духе Fink, – и все бы ничего, но перед Röyksopp он звучит не совсем уместно. В очереди встречаем Инну из Киева – она учится в Вильнюсе и бережно носит на рюкзаке значок с изображением Брайана Молко. И это в 2017-м! Ожидание хедлайнеров тем временем становится невыносимым.

Наконец, когда белая ночь уступает место сумеркам, а публика, подогретая алкоголем, все-таки нащупывает пульс вечеринки, на сцене появляются они – гвозди программы. Röyksopp занимают места за пультами, а возле микрофонной стойки из темноты появляется харизматичная Йонна Ли из iamamiwhoami. На плечах вокалистки прозрачная накидка – она размахивает ею в такт, словно бабочка крыльями, и двигается, будто героиня SoKo из фильма «Танцовщица». Сцена переливается всеми цветами радуги, а на стойке ярко-красным светом загорается надпись «Röyksopp». «Make a space from my body», — группа начинает с «Monument», а Йонна отлично справляется с партией Робин, которая записывала вокал в студийной версии; не менее убедительно в следующем треке «Never Ever» она вживается в роль Susanne Sundfør, которую можно услышать в записи.

Röyksopp, конечно, невероятны живьём и однозначно стоят того, чтобы ехать поездом, лететь самолетом и, проливая сто потов, карабкаться к месту действия по экстремальному склону (не то, чтобы мы не искали лёгких путей, но навигация на фестивале отсутствовала в принципе). Вчера группа впервые выступила в Вильнюсе, а через две недели (тоже впервые) даст концерт в Киеве. Можно и нужно повторить! #Röyksopp #jonnalee #live #concert #music #gig #electronic #festival #summer #vilnius #lithuania

A post shared by Dmytro Kuzubov (@river_styx) on

Йонна выглядит настолько эффектно и грациозно, столь органично смотрится на сцене и играет свою роль, что на какое-то время в голову закрадывается мысль, что это ее сольник, концерт ее имени… Но нет. На следующем треке фронтвумен iamamiwhoami уходит в тень, а  норвежцы отлично справляются своими силами в «Sordid Affair», лучшем треке 2013-го, который живьем, кажется, звучит вдвойне драматично. «All that we were, all that we knew faded away with tears in the rain», — напевает ½ дуэта Свейн Берге и к горлу подкатывает ком, а дышать становится все труднее. Отправив публику в нокдаун, группа продолжает безмолвно колдовать над пультами, балуя одной из своих визитных карточек «Eple», которую наверняка бессознательно знают даже те, кто писали под постами об анонсах концерта группы в Киеве дурацкие «А кто это?».

Следом на сцену выходит еще один вокалист – Джейми из The Irrepressibles, который отметился в нескольких треках последнего альбома группы. Глубоко и чувственно Джейми исполняет «Something in My Heart», затем уступая место у микрофона Йонне. «This Must Be It» группа видоизменяет до неузнаваемости – трек превращается в настоящий клубный гимн, стремительный и беспощадный. Биты гудят, басы пульсируют, земля дрожит под ногами, а пространство пронзают разноцветные лазерные лучи — даже вокалистка ненадолго уходит на второй план. Впрочем, на  следующем треке, «Running to the Sea», она вновь становится первой скрипкой. Сцена погружается в лазурные тона, а Йонна в своем воздушном платье напоминает нимфу, вышедшую из морской пучины. «I remember running to the sea, the burning houses and the trees», — разливается ее голос по Kalnų parkas, как будто приглашая в долгоиграющее плавание без начала и конца.

— Это моя самая любимая песня, а у меня закончилась память на iPhone, — тем временем гневается Войцех, отчаявшись запечатлеть исторический момент.

«What Else Is There?» еще больше раззадоривает аудиторию, а на «The Girl and the Robot» Свейн Берге надевает на голову маску в духе стим-панка и удачно примеряет на себя амплуа кибер-любовника Йонны, которая без ложной скромности открывается ему в своих чувствах: «I’m in love with a robot». Зрители лицезреют настоящий перфоменс, а дискотека тем временем только набирает обороты.

После танцевальной версии «Here She Comes Again» группа отправляет публику на короткий «антракт», но уже через пару минут выходит на бис, чтобы окончательно порвать зал в клочья. Джейми затягивает «I Had This Thing» из последней пластинки. «I never meant to let you go», — надрывно повторяет он, а окончательно покорившаяся группе публика синхронно отрывается от земли, подхватывая за вокалистом. «Ты в ритме танца, тебе некуда деваться», — как будто вторит из прошлого «Дискотека Авария» разгорячившейся толпе. Röyksopp тем временем приготовили аудитории вишенку на торте – взрывную «Do It Again», которая благодаря аранжировкам звучит как еще один впечатляющий клубный манифест – танцуют все!

Праздник предательски заканчивается на самом интересном месте. Но мы не грустим и держим в уме, что скоро он повторится в Киеве. Еще не до конца осознавая случившееся, вместе с новыми друзьями идем в хостел за водкой — навстречу новому городу, в который за эти пару дней уже успели влюбиться.

Be the first to comment!
 
Leave a reply »

 

Leave a Response