272 views 0 comments

10 русскоязычных поп-альбомов 90-х, за которые не стыдно

 

90-е снова в моде. И даже несмотря на то, что тренд задали тинейджеры, которые едва ли застали эру пейджеров и тамагочи, это прекрасно! Одевая цветастые олимпийки, подстреленные джинсы Levi’s и белые носки Umbro, они идут на «Схему» или очередную тусовку в Closer – точь-в-точь как мы в свое время на школьную дискотеку. Как и мы когда-то, они уверены в собственной неотразимости, что, впрочем, немудрено – юношеский максимализм никто не отменял. Удивляет другое: нынешние подростки слушают техно – жанр, о существовании которого мы тогда в силу возраста, может, и не догадывались, но точно любили. Почему любили? Да очень просто! Постсоветская поп-сцена всегда равнялась на мировую, а в те годы на пике моды были техно, хаус и евродэнс. Именно от этих жанров плясала тогдашняя русскоязычная попса и мы, пусть даже бессознательно, впитывали ключевые тенденции того времени. С учетом последних трендов и целой когорты исполнителей, скрупулезно пытающихся воспроизвести тот самый саунд (Луна, Kedr Livanskiy и прочих), поп-музыка 90-х звучит особенно любопытно. Мы выбрали десяток альбомов тех лет, наглядно подтверждающих это.

Руки Вверх! – Без тормозов [1999]

Гиганты попсы 90-х, «Руки Вверх!» ворвались в радиоэфиры уже с дебютным альбомом «Дышите равномерно», увидевшем свет в 1997-м и содержавшем, в частности, шлягеры «Студент» и «Малыш». С выходом второй пластинки «Сделай погромче» любовь к группе стала по-настоящему народной – «Крошка моя» и «Чужие губы» звучали из каждого утюга, а фанатки по всему пост-совку повально хотели детей от смазливого вокалиста Сергея Жукова. И все же вершиной «Руки Вверх!» стал именно третий альбом «Без тормозов». Танцевальный саунд, отполированный до блеска, по-модному зацикленные мелодии, акцент на сэмплах гитар и англоязычной болтовне, диск представляет собой эталонной образец евродэнса. К слову, без элементов техно также не обошлось — чего стоит только титульный трек! Всему этому мы обязаны второму участнику группы, клавишнику Алексею Потехину, на протяжении всей карьеры пребывающему в тени фронтмена. Настоящий танцевальный боевик, без которого еще много лет не обходилась ни одна дискотека, «Без тормозов» и сегодня звучит актуально – даже несмотря на то, что вокалист группы безбожно прибавил в весе, а его поклонницы давно обзавелись пузожителями от менеджеров среднего звена.

В плейлист: Без любви; Девчонки; Атаман; Руки вверх; Без тормозов

Демо – Солнышко [1999]

Поп-группа, основанная в 1998-м продюсерским дуэтом Вадима Полякова и Дмитрия Постовалова, «Демо» во главе с 17-летней вокалисткой Александрой Зверьевой оккупировали отечественные хит-парады сразу после выхода дебютной пластинки «Солнышко». Танцевальный саунд, замешанный на гоа-трансе, взрывал танцполы, а тексты песен звучали осмысленно, что, учитывая последующую деградацию русскоязычной поп-музыки, сегодня кажется нонсенсом. Между тем, строки «Где-то над землей мы парим с тобой в облаках, как лавиной снежной в горах нас накроет счастьем и теплым ветром» и «Разложу детально – я уникальный, а если ты не бальник, тогда закрой… я бальник!» разделяет каких-то 15 лет. Главным бестселлером пластинки стал, конечно, одноименный трек, который тут же превратился в визитную карточку группы. Успех «Солнышка» группе так и не удалось переплюнуть, пусть даже эффектная брюнетка Александра Зверева до сих пор появляется в клипах и эротических снах постаревших подростков 90-х.

В плейлист: Солнышко; 2000 лет; Я не знаю

Анжелика Варум – Good Bye, мой мальчик [1991]

Уроженка Львова, Анжелика Варум всегда выглядела белой вороной в шоу-бизнесе 90-х. Интеллигентная и скромная, она едва ли соответствовала привычному образу поп-дивы, но безусловно именно ею и являлась. Дебютный альбом певицы, увидевший свет вскоре после распада СССР, приятно удивляет – прежде всего, любопытными синтипоповыми аранжировками с живой гитарой (в «Полуночном ковбое», например, из-за угла откровенно выглядывают Depeche Mode с «Behind the Wheel»). Стильными прозападными ритмами Варум обязана своему отцу Юрию Варуму («Большое спасибо моему папочке за то, что он написал совершенно гениальную музыку для моего дебютного альбома»), а лирикой на злобу дня – поэту Кириллу Крастошевскому («а также Кириллу Крастошевскому, написавшему не менее гениальные стихи»). Главный хит пластинки – экзистенциальная притча в лучших традициях Кафки «Человек-свисток», которого преследует «тяжелый рок», несмотря на то, что «он не страж дорог» — саму героиню Варум при встречи с ним, конечно же «пронзает ток». От всей этой  дисгармонии певице становится «Так грустно, что хочется курить», что в то время соответствовало 89-му левелу крутизны. Как бы там ни было, внимания заслуживают и последующие кассеты Варум, подарившие музыке 90-х шлягеры «Ля-ля-фа», «Художник, что рисует дождь», «Осенний джаз» и многие другие.

В плейлист: Человек-свисток; Полуночный ковбой; Одна

Никита – Улетели навсегда [1999]

Простой парень из российской глубинки, певец Никита не имеет ничего общего с выдающимися талантами Даши Астафьевой и ее группы Nikita, что, впрочем, ему только на пользу. Решающую роль в судьбе певца сыграл DJ Грув, который показал его записи знаменитому продюсеру Юрию Айзеншпису. Последний тут же взял исполнителя под свое крыло и вскоре в свет вышел дебютный альбом «Улетели навсегда». Несколько динамичных, сдобренных любовной лирикой шлягеров на основе евродэнса и хауса; обязательный медляк для белого танца на школьной дискотеке, в котором, если прислушаться, можно обнаружить влияние new age, —  пластинка Никиты хоть и была скроена по моде того времени, не вызывает сегодня позывов к тошноте, что уже неплохо. С тех пор певец выпустил еще кучу альбомов, последний из которых вышел в 2016-м; правда, нынешняя целевая аудитория певца до сих пор остается загадкой – вероятней всего, это люди, которые последние 15 лет провели в криокамере.

В плейлист: Улетели навсегда; С неба ты сошла; Где же ты

Шура – Shura-2 [1998]

«С ранних лет умел готовить, шить, вышивать, плести макраме, некоторое время вел кружок рукоделия», — гласит официальная биография уроженца Новосибирска Александра Медведева, более известного под сценическим псевдонимом Шура (не путать с британской певицей SHURA). Эпатажный, в ярком макияже и ботфортах на каблуках, чтобы прославиться и не прослыть Боем Джорджем для бедных, Шура, не долго думая, выбил себе передние зубы. Между тем, настоящий успех пришел к нему уже со вторым альбомом с незатейливым названием «Shura-2», включающим в себя три хита и еще пять треков, а также два ремикса для самых крутых парней во дворе. Шепелявый голос певца, в котором порой проступал тембр Аллы Пугачевой, вкупе с драйвовыми мелодиями композитора Павла Есенина, балансирующими где-то на стыке модных евродэнса и хауса, и сегодня звучит свежо. К сожалению, после «Shura-2» этот человек-праздник так и не выпустил ничего стоящего. Дальнейшую его жизнь можно сложить из стандартных для поп-звезды паззлов «гомосексуализм», «наркотики», «пластика», и самого страшного — «рак». Впрочем, болезнь певец успешно победил и теперь использует ее название, чтобы пощеголять былыми заслугами: «Мы перевернули эстраду, поставили ее буквально раком».

В плейлист: Отшумели летние дожди; День за окном; Ты не верь слезам

Гости из Будущего – Время песок [1998]

Еще одна мощнейшая поп-формация, основанная одним из главных катализаторов российской музыки 90-х Юрием Усачевым и его напарником Евгением Арсентьевым, «Гости из Будущего» изначально задумывались как прогрессивный электронный проект. Усачев увлекался джанглом и эмбиентом, писал актуальные по тем временам аранжировки в соответствующем ключе, — все это нашло отражение на первом альбоме группы «Через сотни лет», выпущенном в 1997-м. Для записи второй пластинки «Время песок» к «Гостям» присоединилась вокалистка Ева Польна, а место продюсера занял DJ Грув. Альбом звучит ничем не хуже своих европейских аналогов – это чистой воды джангл, который сегодня точно не испортил бы фестиваль Strichka и другие столичные рейвы. Впрочем, в то время массовая аудитория в странах СНГ оказалась не готова к такой музыке – в итоге Усачеву пришлось переформатировать проект в коммерческий. Тем не менее, даже следующий, суперуспешный диск группы «Беги от меня», содержавший ворох хитов на продажу, выдает руку мастера.

В плейлист: Время песок; Ты далеко; Странное чувство

Линда – Ворона [1996]

Продюсерский проект Макса Фадеева Линда – поистине уникальное явление для российской поп-музыки 90-х. Вершиной карьеры певицы, успешно дебютировавшей с пластинкой «Песни тибетских лам» в 1995-м, безусловно, стал второй студийник «Ворона», который лишь на территории России разошелся тиражом в 1,5 миллиона экземпляров. Коммерческому успеху пластинка обязана продюсерскому гению, особенно с оглядкой на то, что по звучанию она весьма далека от привычных поп-стандартов. В мультижанровом саунде «Вороны» можно услышать отголоски Enigma, Massive Attack, Björk и других передовых исполнителей эпохи; в записи принимали участие хор шотландских бабушек и детский хор «Калинка», что вместе с мрачными электронными аранжировками и эзотерическими параноидальными текстами, в которых между строк читаются аллюзии на употребление наркотиков (сама Линда это, впрочем, отрицала), придает ему предчувствие надвигающегося апокалипсиса. Вдохновившись сумасшедшим успехом, певица дошла до того, что обвинила Мадонну в плагиате: якобы клип «Frozen» списан с ее «Вороны». Впрочем, до суда дело так и не дошло. Выпустив еще несколько альбомов с Фадеевым, Линда прекратила сотрудничество с ним и ее популярность постепенно пошла на спад.

В плейлист: Ворона; Никогда; Марихуана; Северный ветер; Дикие

Чугунный Скороход – Быстрая походка [1999]

Питерская электронная группа, основанная Антоном Ньюмарком и Юрием Усачевым, «Чугунный Скороход» изрядно нашумел уже с дебютным альбомом «Отростки радости», который вышел в 1996-м и включал в себя провокационные танцевальные хиты «Шамиль Басаев» и «Рождение звука (Алла Пугачева мертва)». Не менее яркой стала третья пластинка коллектива «Быстрая походка», выпущенная уже после ухода Усачева к «Гостям из Будущего». Альбом представляет из себя бескомпромиссный хаус и брейкбит в духе Propellerheads и The Prodigy, приправленный олигофреническими текстами, идеально подходящими эпохе, девиз которой как нельзя точно сформировал в рекламе еще один герой тех лет ДеЦл: «Pepsi, пейджер, MTV». Впрочем, строкам вроде «быстрая походка и взгляд безумный, поэтому меня называют чугунный», и «на ногах ускоренных продолжаю колбаситься я, прячь таблетки, шухер, милиция» легче поддаться, чем противостоять, тем более что для современных рейворов они по-прежнему не утратили актуальности. То же самое касается и безумной энергетики саунда, который и сегодня заводит с пол-оборота.

В плейлист: Быстрая походка; Милиция; Слово из трех букв (Детям до 13 лет — не слушать!)

Макс Фадеев – Ножницы [1997]

Талантливый парень из Зауралья, Макс Фадеев перебрался в Москву в начале 90-х. В 1992-м, когда из всех киосков гремел «Ласковый май», музыкант и его группа «Конвой» выпустили дебютный альбом «Танцуй на битом стекле», наверняка навеянный экспериментами Питера Гэбриела и Coil. Однако все попытки продвинуть материал в эфиры не увенчались успехом – треки не подходили под формат и радиостанции упорно отказывались брать их в ротацию. На следующий год в жизни Фадеева появилась Линда и дальнейшая его судьба была предопределена – из неудачного андеграундного электронщика он превратился в одного из самых влиятельных продюсеров своего времени, при этом делая небывало качественный для стран СНГ продукт. Пластинки Линды раскупались миллионными тиражами, она стала настоящей сенсацией. На волне успеха Фадеев под шумок записал второй сольник «Ножницы» по лекалам альбомов Линды — это все та же мрачная гремучая смесь из трип-хопа, new age и этно, обрамленная в поп-канву. В 1997-м году в Киеве совместный концерт Линды и Фадеева собрал рекордные 400 тысяч человек. После окончания сотрудничества с певицей продюсер раскрутил массу попсовых исполнителей, без которых сегодня не обходится ни один плейлист любой уважающей себя домохозяйки. Не забывает Макс и о корнях – в прошлом году, например, выпустил экспериментальный электронный альбом в лучших своих традициях.

В плейлист: Беги по небу; Танцы на стёклах; Ножницы; Сестричка

Лика Стар – Больше, чем любовь [1996]

Начинавшая карьеру в качестве диджея, москвичка Лика Стар выпустила первый сольник с характерным названием «Рэп» еще до распада СССР. Второй альбом певицы «Падший ангел», вышедший в 1994-м, демонстрировал поворот в сторону техно и других клубных жанров; следующая пластинка «Больше, чем любовь» продолжает гнуть эту линию. Тексты песен на альбоме Лика написала самостоятельно, а руку к саунду приложили будущий продюсер «Демо» Дмитрий Постовалов и (не опять, а снова!) DJ Грув, в то время гастролирующий с туром в поддержку Бориса Ельцина. «Би би такси би би би, это хаос (house?) и мечты», — начитывает речитатив Стар под аранжировки в духе сверхпопулярного в ту пору немецкого транс-проекта Sash! и с ужасающим акцентом желает кому-то: «Хэппи бёздэй, май фрэнд, хэппи бёздэй ту ю». И все же весь альбом стоит суперхита «Одинокая луна», одной из самых ярких композиций 90-х, одновременно содержащей все лучшие наработки электронной музыки тех лет и проникновенную девичью меланхолию. Неудивительно, что песня продолжает вдохновлять современников – одесская исполнительница Настя Вакуум, например, сделала на нее кавер еще до того, как возрождение российской поп-музыки 90-х превратилось в тренд, и на темном небе взошла певица… впрочем, дальше вы сами все знаете.

В плейлист: Одинокая луна; Вспоминай; Снег, снег снег

P.S.

Напоследок вспомним еще несколько достойных треков той эпохи.

Наталья Ветлицкая — Playboy [1994]

Русский Размер — Ангел дня [1999]

Hi-Fi — Не дано [1999]

А-Мега — Лететь [1999]

Иванушки International — Вселенная [1996]

Андрей Губин — Зима-холода [1997]

Вирус — Все пройдет [1999]

Ахи-вздохи — Малолетка (Дура-Дурой) [1999]

Be the first to comment!
 
Leave a reply »

 

Leave a Response