914 views

Поющие под дождем: репортаж Partyanimal c фестиваля Atlas Weekend

 

Ничто не радует меломана так, как музыкальные фестивали. Не спорим, сольные концерты тоже хороши, с той лишь разницей, что позволяют оценить в действии лишь одного исполнителя (ну ладно, иногда еще и группу на разогреве), в то время как фесты — целую уйму. Одно «но» — зачастую ради достойного лайн-апа и праздничной фестивальной атмосферой нам приходится получать Шенген и ехать за тридевять земель. Амбициозный Atlas Weekend, второй год подряд проходящий в Киеве, обещает сломать эту тенденцию.

Локация

01

Если в прошлом году Atlas Weekend проходил в течение двух дней на арт-заводе «Платформа», то в этом году — три дня в парке обновленного ВДНХ на территории в 60 гектаров; соответственно, масштаб мероприятия увеличился во много раз. Учитывая близость метро, локацию можно назвать идеальной. К тому же, любой уважающий себя европейский мегаполис должен иметь фестиваль в черте города – например, у Будапешта есть Сигет, у Барселоны – Примавера, у Берлина – Луллапалуза, и Киев вполне достоин того, чтобы стать с ними в один ряд.

04

11

02

Пожалуй, открытым остается лишь вопрос с дорогой домой среди ночи, когда метро уже закрыто — в той же Барселоне курсируют ночные автобусы, существенно облегчающие жизнь хипстерам всего мира, съехавшимся на Примаверу; в то же время посетителям «Атласа» приходилось битый час ждать такси, которое в итоге не приезжало, или ловить попутку. Возможно, на время фестиваля стоит организовать трансфер – например, до Майдана и вокзала.

Деньги

За полгода до «Атласа» трехдневный абонемент на фест стоил 700 грн, за пару дней до начала – 1190 грн. Переведя, получим 40 евро – по европейским меркам, очень дешево, да и по нашим – вполне демократично для такого события. Заплатив еще 200 грн, можно было купить абонемент в кемпинг.

05

На самой территории феста деньги снимали с электронных браслетов – точно такая же система действует, например, на Сигете. Пополнить браслет можно было у людей в зеленых жилетках (такие же носили секьюрити). Правда, очень скоро в половине точек система дала сбой: одни по-прежнему принимали электронные деньги, другие – только наличные. Это создало путаницу. Кроме того, не было возможности безналичной оплаты, а банкоматов на территории фестиваля мы так и не нашли.

Лайн-ап

Для проведения фестиваля в парке ВДНХ установили шесть сцен. На трех из них — Main, Central, East — вперемешку выступали как молодые (Brunettes Shoot Blondes, Артем Пивоваров, panivalkova), так и топовые украинские исполнители (Иван Дорн, ОNUKA, Друга Ріка, Вагоновожатые) а также музыканты из ближнего и дальнего зарубежья (Аквариум, Сплин, Нино Катамадзе, GusGus, Kwabs, Yoav и другие). Еще одну сцену — West Stage — на два дня оккупировали маститые хип-хоперы (Курган & Агрегат, Антоха МС, Nneka), по ночам уступая ее хайповым электронщикам (Cape Cod, Cepasa, SBCR), а на третий день артистам, которых мы знаем и любим по Koktebel Jazz Festival (Red Snapper, The Tiger Lilles и другим). На сцене «Країна мрій» упор был сделал на аутентичную украинскую музыку и этно – символично, что закрывала ее наша гордость ДахаБраха, только что вернувшаяся с культового британского феста Гластонбери. Наконец, шестая – миниатюрная Art Stage – собрала творческую интеллигенцию различных форм и жанров (Олег Каданов, Любко Дереш, Лесь Подеревянский). Всего — целых 157 артистов (не выступили лишь Billy’s Band, участника которых не пропустили через границу). В связи с таким количеством, фестивальная программа оказалась очень насыщенной, а тайминг с самого начала подготовил посетителей к тому, что им придется сломя голову бегать от одной сцены к другой.

20

17

Курган и Агрегат

Организаторы утверждают, что у них сорвалось несколько громких привозов. Впрочем, это не уменьшило ажиотаж вокруг мероприятия – уже в первый день «Атлас» посетило около 70 тысяч человек.

Еда, напитки и развлечения

Atlas Weekend приятно удивил количеством и качеством околомузыкальных развлечений и удобств, которые, как правило, и создают неповторимую фестивальную атмосферу. Как и на европейских фестах,  здесь позаботились о том, чтобы посетители могли слушать музыку на сытый желудок.  Кормили традиционными шашлыками, бургерами, колбасками и хот-догами, китайской лапшой-вок, грузинскими хачапури, мексиканскими буритосами, греческими гиросами и многим другим – в общем, выбрать было из чего, да и цены (30-70 грн) позволяли.

Само собой, самые большие очереди собирали палатки с пивом — кеговым и баночным «Туборг» (38 грн), бутылочным Kronenbourg и Garage (по 50 грн), а также разливным сидром «Соммерсби» (40 грн). На второй день, когда фестиваль накрыло дождем, не грех было согреться и водкой (30 грн) или «Капитаном Морганом» (50 грн). В барной карте были и коктейли – цены на них не превышали средние киевские.

collage

«Атласу» удалось то, чего до этого в нашей стране так упорно не могли или не хотели  – поставить (фанфары!) достаточное количество туалетов.

Помимо музыки на фестивале можно было пополнить гардероб, нарисовать граффити, сразиться врукопашную в огромных перчатках, погонять мяч в «космических» капсулах, покупаться в бассейне,  полетать на воздушном шаре (за отдельную плату, разумеется), выиграть что-нибудь в конкурсах – в общем, заняться было чем.

06

IMG_6509

Для полноты картины и большей эпичности в следующем году стоит установить чертово колесо как на том же Сигете. На деревьях не лишним было бы развесить фонарики — хотя бы для того, чтоб народ больше не падал в канаву по правую руку от Main Stage.

Организация

Территория фестиваля была обустроена практически идеально – все самое интересное находилось вдоль главной аллеи, а расстояние между самыми  дальними сценами можно было преодолеть за 7 минут. Main и East Stage были расположены даже слишком близко – настолько, что посетителям последней иногда приходилось слушать два концерта одновременно. «Вы тоже слышите голоса?» – обратилась к публике Ольга Пулатова из Flёur. «Вот новый поворот!» — иронично напел вокалист Mgzavrebi, выступающий параллельно с «Машиной Времени».

На Atlas Weekend не ожидали такого наплыва людей – в результате уже в первый день на входе образовались пробки, а тайминг выступлений сбился на два часа.

03

На следующий день организатор фестиваля Дмитрий Сидоренко на пресс-конференции заверил, что задержки будут минимальны, в итоге выступление хедлайнера Ивана Дорна состоялось на четыре (!) часа позже заявленного – вместо обещанных 21:50 музыкант вышел на сцену в начале третьего. В связи с такими накладками вероятность попадания на того или иного исполнителя напоминало лотерею. Впрочем, иногда это играло на руку – например, особенно активным фестивальщикам удалось увидеть и ONUKA, и Дорна, изначально заявленных в одно и то же время. Но так быть, конечно, не должно — на европейских фестивалях максимальная задержка, как правило, составляет не более 10 минут и ты можешь заранее спланировать свой маршрут от сцены к сцене, не боясь попасть впросак.

IMG_6380

IMG_6386

IMG_6377

IMG_6402

collage2

Стоит отметить звук – как среднестатистические слушатели мы бы поставили ему максимальный балл. Из исполнителей откровенно недовольной осталась только Джамала, но даже во время ее выступления барабанные перепонки зрителей не пострадали.

Музыка

«Атлас» собрал достаточно разнообразный лайн-ап – и пусть украинские участники феста то и дело дают в Киеве сольники, да и большинство зарубежных гостей уже отмечались в столице (впервые в наши края надевались лишь Kwabs и Nneka), это никак не отразилось на качестве выступлений. Охватить все невозможно, поэтому остановимся на тех, которые запомнились нам больше всего.

Финны Apocalyptica дали настоящий мастер-класс по игре на виолончелях – музыканты терзали инструменты так, что волосы становились дыбом. Кавера на песни Metallica чередовались с собственными произведениями группы вроде «I’m Not Jesus», «I Don’t Care», и «Bittersweet» — для исполнения партий Кори Тейлора, Адама Гонтье и других музыкантов, с которыми сотрудничала Apocalyptica, на сцену поднимался специально обученный вокалист. Финны играли очень эмоционально – они оказались не только виртуозами, но и шоуменами, способными держать аудиторию на ладони.

IMG_6269

fucking epic! #apocalyptica #atlasweekend #metallica #cover #music #gig #live #kyiv #київ #ukraine #cello

A video posted by Dmytro Kuzubov (@river_styx) on

Nino Katamadze & Insight привнесли на Atlas тепло и душевность. Катамадзе много импровизировала, признавалась публике в любви, становилась перед ней на колени и, конечно, делала это абсолютно искренне. Среди прочих композиций прозвучали и знаменитые «Olei» и «Сулико». Это было торжество музыки и любви — не хватало только моря.

Ее соотечественники, грузины Mgzavrebi, также оставили самое приятное впечатление – музыканты исполняли композиции на родном языке, но он совсем не казался чужим, да и развеселые гитары настраивали на позитивный лад. Казалось, будто ты попал на грузинское застолье, которое неожиданно переросло в джем-сейшн.

IMG_6296

Победительница «Евровидения» Джамала хоть и негодовала по поводу звука, выступила на традиционно высоком для себе уровне, зарядив зрителей энергией фанка. Смачный вокал, выразительный бас, «квакающая» гитара, танцующие бэк-вокалистки, — на сцене словно выступали черные музыканты. В то же время порой ритм менялся, на центральный план выходили синтезаторы и в воздухе появлялись призраки Джеймса Блейка и Burial. Последний едва не материализовался во время исполнения триумфальной «1944», которая в этот вечер обросла богатыми аранжировками, превосходящими те, что были на «Евровидении».

Литовцы Beissoul & Einius, давно полюбившиеся украинцам, и в этот раз не подкачали. Голос эксцентричного вокалиста, вышедшего на сцену в балахоне и чулках, отлично ложился на электронную подложку. Танцы прервал ведущий Микола Вересень, заявив, что время, отведенное на выступление вышло, хотя сами музыканты, да и публика, явно не собирались закругляться.

Гипертанцевальные исландцы GusGus еще больше раззадорили аудиторию, которую не смутил даже проливной дождь, начавшийся аккурат под их сет. Не откладывая в долгий ящик, они начали с главных хитов – «Arabian Horse», «Over» и «David». Устоять на месте было практически невозможно. Жаль только, что в этот раз исландцы не привезли с собой голосистую вокалистку, отлично показавшую себя в прошлом году в Одессе. Впрочем, вокалист отрабатывал за двоих и как обычно завораживал нетривиальными танцевальными па. Остается только гадать, какой эффект все это произвело, если бы GusGus выступали не при свете дня, а, как положено таким группам, — ночью.

Необычным саундом удивил любимчик всех и вся Иван Дорн. Народ ждал от певца знакомых танцевальных ритмов в духе Disclosure, но он решил предстать перед публикой в непривычном амплуа предводителя джаз-бэнда – оказалось, что в этот вечер Дорн дебютирует с новой программой. Шутка ли, на сцену с ним вышли целых 13 музыкантов, среди которых были скрипачи и духовая группа! Сам Иван был невероятно пластичным и, казался полностью удовлетворенным своим новым звуком. И все же в комплексе с текстами о Мишке виновным выступление певца было несколько странноватым, соответственно, и реакция зрителей была неоднозначной. Не исключено, что такие аранжировки органично звучали бы в стенах какого-нибудь небольшого камерного клуба, но под открытым небом они были не совсем уместны.

 В то же время любопытным было эпизодическое появление Ивана на West Stage — во время выступления Антохи МС на сцену вышли Дорн и SunSay и вместе затянули композицию московского хип-хопера «О музыка», которая плавна перетекла в «Стрелу» из репертуара 5’nizza. Для некоторых посетителей феста самым ярким впечатлением стал именно концерт Антохи.

Одним из самых мощных на фестивале стал концерт «Сплин». Культовая группа три года не давала концертов в Украине – публика заждалась и ее ожидания были вознаграждены с лихвой. Саша Васильев, видимо, тоже соскучился — пел как в последний раз, а музыканты выкладываясь целиком и полностью – это был «Сплин» в лучшей своей форме. Группа сыграла немало композиций из «золотого запаса» – «Линия жизни», «Выхода нет», «Романс», «Мое сердце», «Остаемся зимовать», «Феллини» и другие. Огромная толпа зрителей пела в унисон и музыкантов это, похоже, только раззадоривало – одним словом, украинский камбек «Сплин» с уверенностью можно назвать триумфальным.

12345

Британцы Red Snapper, три года назад игравшие на Koktebel Jazz Festival до рассвета, привезли в Киев фирменный саунд. Каждое выступление этого коллектива – настоящий экстаз, вот и на этот раз каждый получил от их сета свою порцию эндорфинов. Контрабас, гитара и саксофон – для счастья, на самом деле, нужно так мало.

https://www.instagram.com/p/BHtsxMBgpGa/?taken-by=river_styx

Британский певец сенегальского происхождения Kwabs, выступавший под занавес фестиваля, запомнился бешеной энергетикой и сочной музыкой. Даже кавер на песню Джастина Бибера в его исполнении превратился в глубокую соул-балладу – так пронзительно петь умеют только черные. Хиты «Love + War» и «Walk» заставили уже порядком подуставших за три фестивальных дня зрителей подняться с насиженных мест и пуститься в пляс.

Резюме

Второй Atlas Weekend определенно удался. Сегодня фестиваль можно смело назвать прецедентом в украинской культуре. Да, организаторам есть над чем работать, но масштаб превзошел наши ожидания, а атмосфера произвела самое лучшее впечатление. Это действительно фестиваль европейского уровня, который достоин того, чтобы расти и наращивать мускулы. С нетерпением ждем Atlas Weekend 2017!

error20
comments
 
Leave a reply »

 

Leave a Response 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.