1078 views

Swans — The Glowing Man

 

Как в футболе существует понятие «команда звезда» и «команда звезд», так и в музыке есть «культовые группы», а есть «группы, создающие культ». И если коллективов образца первого варианта вам каждый встречный назовет с легкостью: абстрактные The Beatles, Queen, Metallica, Oasis, а если человек проспал последние лет 5-6, то может прозвучать и группа Radiohead.

Группа-культ – это уже достаточно редкий зверь. Нет, несмотря на весь пафос в клипах Джареда Лето, группе 30 Seconds to Mars до статуса культа, как сборной Украины по футболу до финала Чемпионата Мира. В чем же отличие этих понятий? А в том, что культовые группы хоть и популярны, и местами даже революционны в своем жанре, но замкнуты в своей нише и завязаны на его условности и рамки – шаг вправо, шаг влево карается фанатским гневом (вспоминаем «A Thousand Suns» от Linkin Park, например). Группы-культы могут себе позволить плевать на это и строить свою музыку по канонам не жанра, но Идеи.

Майкл Джира собственной персоной.

Майкл Джира собственной персоной.

Но вот объект нашей рецензии сегодня – это именно группа культ. Легендарный Майкл Джира и его Swans. Ковбой Апокалипсиса. Певец упадка.

Новый лонгплей The Glowing Man закрывает трилогию альбомов, начатую «The Seer» и продолженную «To Be Kind». И сейчас можно уверенно сказать, что постперестроечное (после реюниона группу покинула вокалистка Jarboe) творчество Swans – главная вещь, которая случалась в экспериментальном роке 10-х.

При первом прослушивании The Glowing Man кажется, что Джира таки прислушался к своему же совету To Be Kind и стал добрее к слушателю – практически нет яростных нойзовых треков, которые разрывали барабанные перепонки и динамики плохих колонок. Добавились вкрадчивые струнные и местами духовые, а тексты впервые можно услышать и разобрать самому, а не вычитать в буклете.

Да, этот альбом обошелся без гостей и их партий (никаких больше Karen O), да он эклектичен по формату (хотя все те же фирменные 2 диска). Фанаты даже местами начали жаловаться, что мол Джира скатился к копированию другой легендарной темной группы GodspeedYou! Black Emperor, но нет, не тут то было. Если что и роднит эти банды, то только хронометрах отдельных треков: там, где GY!BE ушли в дроун или клецмерщину, «Лебеди» остались верны себе – все то же грязное тягучее готик-кантри с нойзовыми вставками. Порой кажется, что кое-где слышно веяние Нильса Мольфара, но нет, это лишь ветер шумит в старых водосточных трубах.

04-swans

Человек-культ

За три альбома Swans изменились, пройдя путь от отрицания структуры музыки до творения новой структуры. Но при этом никуда не делся культ. Да-да, тот самый культ Святых Последних Дней. И короткая баллада People Like Us, и почти получасовая заглавная The Glowing Man – они в общем-то об одном. Мир обречен. Мы пируем во время чумы. Это не музыка для летнего дня или для поездки на велосипеде (разве что вы едете на кладбище). Это музыка ночного мегаполисаа или глухой глубинки, крепкого алкоголя или душистой трубки, музыка живого огня или пустынного хайвея —  у каждого свое место встречи с концом времен. Эта музыка — вещь в себе, культ, альфа и омега, начало и конец, и Джира — мессия ее.

Неважно, любите вы нойз, экспериментальный рок, готик-кантри или прогрессив рок. Новый альбом Swans стоит послушать уже хотя бы потому, что Джира впервые перестал мудрствовать, а заговорил с нами на более простом и понятном языке, объясняя сложные вещи, как взрослый ребенку.

Апокалипсис еще никогда не звучал так жутко громко и запредельно близко.

В плейлист: People Like Us, Cloud of Forgetting, The World Looks Red/The World Looks Black, The Glowing Man

Оценка: 8/10

error20
Be the first to comment!
 
Leave a reply »

 

Leave a Response 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.