1590 views

Radiohead — A Moon Shaped Pool

 

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастет народная тропа», — этот обязательный стих из школьной программы вполне мог написать и неподражаемый мизантроп из Оксфорда Том Йорк.

Когда речь заходит о современной музыке, культ Radiohead – и вправду один из самых стойких и непоколебимых за последние 20 лет. Основополагающим тут является то, что все эти годы группа, будучи откровенно себе на уме, не подстраивалась под рынок и тенденции, а напротив, сама становилась законодателем моды. Парадоксально, но тяга к экспериментам и сознательному запутыванию слушателя лишь расширяла аудиторию команды и способствовала закреплению позиций в мейнстриме. И этот самый магический флер, который сложился вокруг Radiohead, только играл им на руку – среди эстетствующей элиты не любить британский коллектив стало моветоном, чем-то таким, о чем лучше умолчать, чем признаться. И даже крамола «о вкусах не спорят» здесь не действовала – не любишь, значит пробуй до тех пор, пока не просечешь фишку, а если так и не врубаешься – что ты вообще смыслишь в музыке? И плевать, что с ростом популярности Radiohead стали слушать не только рефлексирующие неудачники всех мастей, изначально составляющие основную аудиторию группы, но и люди, вполне состоявшиеся, вплоть до нефтяных магнатов и голливудских звезд.

Фанат Radiohead поедает фотографию Тома Йорка после того, как проиграл спор о том, что группа не заявит о релизе 6 мая

“A Moon Shaped Pool” – долгожданный девятый студийник группы, выпущенный после пятилетней паузы. Все это время участники Radiohead не только переживали за судьбу планеты и участвовали в климатических маршах, но и продолжали активничать в студиях. Йорк выпустил альбом со своим сайд-проектом Atoms for Peace и второй сольник, ударник Фил Селуйэ – также пополнил сольную дискографию, а гитарист Джонни Гринвуд записал парочку саундтерков для фильмов Пола Томаса Андерсона. Кроме того, в декабре 2015-го музыканты слили в сеть “Spectre” – шикарную оркестровую балладу, которая могла стать основной темой из последнего фильма бондианды, но была отвергнута продюсерами в пользу конъюнктурной песни Сэма Смита.

За неделю до релиза, дата и детали которого до последнего держались в секрете, Radiohead удалились из социальных сетей и выслали фанатам таинственные открытки с надписью “Burn the Witch” – композиции, которую группа пыталась записать еще во время работы над “Kid A”, а также зашифрованной на обложке “Hail to the Thief” и вообще окутанной всяческими мистификациями.

ChSYO9MWYAA7Je4

Открытки «Burn the Witch», которые Radiohead разослали фанатам накануне релиза

Песня-антиутопия, “Burn the Witch” со зловещим анимированным клипом, главная героиня которого напоминает прической экс-премьера Украины Юлию Тимошенко, стала первой ласточкой из нового альбома. Логический, но не едва ли грандиозный финал красивой истории длиной в 16 лет — все это мы уже слышали, причем куда ярче и убедительней.

Намного любопытней звучит второй сингл “Daydreaming” – минималистичная баллада с печальными клавишными и заупокойно грустным голосом Йорка, который, словно городской сумасшедший, никак не может найти себе место в видеоряде, снятом все тем же Полом Томасом Андресоном. “Efil ym fo flaH”, — шепотом повторяет Том в конце трека и это вовсе не шизофрения, а анаграмма словосочетания “Half of my life” – аккурат столько, ровно половину своей жизни, фронтмен группы был женат на Рейчел, с которой развелся в прошлом году. Пожалуй, именно личными переменами в жизни Йорка можно объяснить, что “A Moon Shaped Pool”, все треки на котором, кстати, расположены в алфавитном порядке, получился самой камерной и тихой записью группы, таким себе интимным переживанием, которым музыканты сподобились поделиться со всеми «членами клуба разбитых сердец».

За несколько месяцев до релиза все, кому не лень, составили списки неизданных треков Radiohead, которые могут войти на новый диск. Удивительно, но фаны и журналисты попали в «яблочко» целых четыре раза. Помимо уже упомянутой “Burn the Witch”, в треклист вошли “Identikit” и “Ful Stop”, обкатанные во время тура “The King of Limbs”, а также “Present Tense”, впервые сыгранная в 2009-м в акустике. И если треки времен 2012-го получились вполне предсказуемыми, то “Present Tense” заиграла новыми красками и превратилась в суицидальную босанову. “In you I’m lost, In you I’m lost”, — словно мантру повторяет Йорк строки, которые он написал семь лет назад, но, видимо, до конца прочувствовал лишь после развода. Увы, на этом эйфория подходит к концу.

Аранжировками на альбоме по традиции заведовал Джонни Гринвуд, воплощал же его идеи оркестр, с которым он сотрудничал при записи саундтреков. Диск, за исключением тех самых пары треков, и вправду по большей части звучит как музыкальный фон, причем не к эпической киноленте, а скорее к выставке contemporary art в модном лофте, где высоколобые интеллектуалы с бокалами в руках пристально вглядываются в очередную нелепую инсталляцию, пытаясь отыскать в ней нечто сакральное и исключительное. Верите или нет, но даже резонансный “The King of Limbs” с его пост-дабстепом, отпугнувшим от группы олдовых фанатов, звучал куда свежее и интересней. На “A Moon Shaped Pool” же что-то явно пошло не так.


Ch9b1SiWMAAp2iR

Потрековая рецензия на альбом авторства восьмилетней британской девочки

  • «Burn The Witch» — фестивальная
  • «Daydreaming» — долгая и скучная
  • «Decks Dark»  — подходит для релаксации
  • «Desert Island Disk» — пока что моя любимая песня
  • «Ful Stop» — напомнила о боксе
  • «Glass Eyes» — милая спокойная песня
  • «Identikit» — не очень нравится, трудно различить слова
  • «The Numbers» — напоминает мультфильм «Кунг-фу панда»
  • «Present Tense» — приятный трек
  • «Tinker Tailor Soldier Sailor Rich Man Poor Man Beggar Man Thief» — моя любимая песня на альбоме
  • «True Love Waits» — может заставить людей плакать

Да, фальцет Йорка, этого гениального нытика, по-прежнему гипнотичен, да, не верить ему, одному из самых выдающихся нонконформистов наших дней, глупо и бессмысленно, но насколько далеко мы готовы пойти за ним в его душевных драмах? В предельно личной “Decks Dark” фронтмен группы обращается к Рейчел («теперь в твоей жизни темно, на небе НЛО и некуда спрятаться»), в “Glass Eyes” соглашается с тем, что между ними все конечно («Я чувствую, как эта любовь становится холодной»), а в “Desert Island Disk” пытается начать все заново (“через открытую дверь на улицу к новой жизни”), — все эти треки, может, и глубоки по содержанию, но весьма скудны по форме и подходят разве что для того, чтобы усыпить сомнамбул. Может быть, именно поэтому в названии диска фигурирует «луна»?

5CUsUSjla-g (1)

7jrSBDVGHLE

Фан-арт

Достаточно странной выглядит и затея группы закрыть альбом студийной версией “True Love Waits” – песней, записанной много лет назад и давно полюбившейся поклонникам на концертах. Пронзительная концертная версия в хорошем качестве уже была выпущена Radiohead 15 лет назад, но британцы вновь вернулись к песне. Особо мнительные фанаты даже испугались – мол, вдруг, таким образом музыканты решили потешить их напоследок, а  “A Moon Shaped Pool” – не что иное, как их лебединая песня? И все же мы отказываемся в это верить.

В общем и целом, “A Moon Shaped Pool” – это музыка, к которой можно привыкнуть, но которую очень сложно полюбить. Просто спросите себя, обратили ли бы вы внимание на эту запись, выпусти ее некая никому не известная группа Х? Едва ли. Культ личности часто затмевает саму личность, и в ослепляющих лучах славы не каждый способен разглядеть, что король-то на самом деле голый.

6/10

comments
 
Leave a reply »

 

Leave a Response 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.